I тур "Разложим все по полочкам..."

Назначение классификации
Вы знаете, что у каждого объекта есть свое имя, по которому его можно отличить от других объектов. Но иногда одно имя не поможет вам полностью представить конкретный объект. Например, если произнести слово «дерево» и попросить представить объект с этим именем, то деревья у всех  будут разные: лиственные или хвойные, высокие или низкие, с листвой или без листвы.
Человеку свойственно объединять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, в группу с общим названием.
Например, когда мы видим яблоко, грушу, бананы, апельсины, лимоны, то  говорим, что это фрукты.  Знаки 1,2,3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 мы называем цифрами. 
Это значит, что имя может обозначать не только конкретный объект, но и группу объектов с похожими свойствами.
В окружающем мире у групп объектов существуют некоторые общие свойства. Они часто совершают похожие действия, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс»
Класс объектов – группа объектов, объединенных по одному или нескольким одинаковым параметрам.
Деление большого множества объектов на части (подмножества) таким образом, чтобы объекты, входящие в одно подмножество имели бы не менее одного общего признака, называется классификацией.
Признаки, по которым один класс отличается от другого, называется основанием классификации.
Например.
«Ядерные взрывы бывают воздушными, наземными, подводными, подзем­ными» основание классификации – вид среды, где произошел взрыв.
«Грибы бывают  съедобные и несъедобные». Основание классификации – возможность есть грибы без вреда для здоровья.

С точки зрения системологии классификация есть не что иное как структурирование исходного неупорядоченного   множества, т.е. превращение его в систему.  На место путаницы приходит порядок.
Классификацией (систематизацией) каждый из  нас занимается каждый день, когда разделяет одежду, посуду, книги, а внутри этих классов разделяет летние и зимние вещи, стаканы и тарелки и пр. Систематизированы книги в библиотеке,  экспонаты в музее, товары в магазине. Для того, чтобы правильно поставить диагноз, врач должен знать признаки различных болезней (классифицировать их).
Классификация необходима для изучения разновидности явлений, свойств, факторов и пр. Она помогает определить содержание явления или проблемы. Для нас важно научиться классифицировать объекты, чтобы уметь с ними работать.

Классификация по общим параметрам
Свойство объекта – это совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов.
Параметр объекта – это признак, характеризующий свойства  объекта.
Характер, темперамент, эмоциональность – это параметры, описывающие психические свойства объекта человек.  Вес, рост, цвет волос, цвет глаз – это параметры, характеризующие физические свойства этого объекта.
Параметрами объекта могут быть: размер, форма, скорость, время, твердость, прочность, масса, температура и другие.

Ярким примером классификации по параметрам является классификация животных. В зависимости от степени сходства они объединяются в группы. Основная группа – это вид. В один вид объединяются животные, живущие в одной среде, обладающие наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей (свойств):
Объект
Свойства
Параметры
животное
морфологические
(внешнее строение)
размер, вес, форма тела, головы, конечностей, запах 
анатомические
(внутреннее строение)
особенности строения нервной системы, кровеносной системы и др.
генетические
число, размер, форма хромосом
биохимические
структура и свойства органических соединений, особенности протекания химических процессов
экологические
среда обитания
географические
место пребывания

 А вот еще один пример далеко не полной классификации по параметрам (существенным признакам) объекта «посуда»:


Многие  загадки основаны на перечислении существенных признаков объекта или явления. Например, что это такое: «Сто одежек и все без застежек?» Все знают, что это капуста. С позиции информатики это описание группы объектов с именем «капуста» с помощью общих параметров.

Классификация объектов по общим действиям
Например,  транспортные средства можно разделить на две группы: осуществляющие перевозку грузов и осуществляющие перевозку людей.

В данном случае не важно знать конкретные свойства и параметры каждого объекта. Важно, что с их помощью можно  перевозить, т.е. все они выполняют конкретное действие – перевозку.
Если обратится к загадкам, то и в них можно найти  элемент классификации объектов по действиям.
Например, в загадке «Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.» описываются действия объекта «сова», для которой  характерна ночная охота на мелких грызунов.

Классификация естественная и искусственная
Если в качестве основания деления в классификации выбирают признаки,  существенные для данных предметов, то  классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение.  Например, однодольные и двудольные растения, периодическая система химических элементов, морские и пресноводные рыбы. При естественной классификации, зная, к какой группе при­надлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д. И. Ме­нделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав Периодическую систему, позволившую предсказать свойства не открытых еще химических элементов.
В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги, каталоги библиотечных ресурсов). Такие классификации называют искусственными или вспомогательными. Они применяются для более легкого отыскания предме­та (или термина). Вспомогательная классификация не дает возмо­жности судить о свойствах предметов (например, список фами­лий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Предметные или предметно-именные указа­тели, а также справочники лекарственных препаратов, располо­женные в алфавитном порядке, представляют примеры вспомога­тельных классификаций. 
Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по видообразующему признаку и дихотомическая
При классификации  по видообразующему признаку основа­нием классификации  является тот признак, по которому образуются видовые понятия; этот признак является видообразующим. На­пример, по величине углы делятся на прямые, острые, тупые. Примеры классификации  по видообразующему признаку: «В зависимости от масштаба карты подразделяются на крупномас­штабные, среднемасштабные и мелкомасштабные», «Группы крови подразделяются на I, или II, или III, или IV».
При дихотомической  (двучленной) классификации объекты делятся  делится на две противоречащих группы: А и не-А. Примеры: «Организмы делятся на одноклеточные и многокле­точные (т. е. неодноклеточные)»; «Вещества делятся на органи­ческие и неорганические»; «Радиоактивность делится на естест­венную и искусственную (неестественную)»; «Общества делятся на классовые и бесклассовые».

Правила построения классификации
Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. От обычного деления классификация отличается относительно устойчивым характером. Если классификация науч­на, то она сохраняется весьма длительное время. Например, постоянно уточняется и дополняется классификация элементар­ных частиц, содержащая теперь уже более 200 их видов.
Для правильной классификации обязательно выполнение всех правил, сформулированных относительно операции деления понятий.
1. Соразмерность деления: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Например, высшие растения делятся на травы, кустарники и деревья. Электрический ток делится на постоянный и переменный.
Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:
а)  неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия. Ошибочными будут такие деления: «Энергия делится на механическую и химическую» (здесь нет, например, указания на электрическую энергию, атомную энергию). «Ариф­метические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень» (не указано «извлечение корня»);
б)  деление с лишними членами. Пример этого ошибочного деления: «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы». Здесь лишний член («сплавы»), а сумма объемов понятий «металл» и «неметалл» исчерпывает объем понятия «химический элемент».
2.  Деление должно проводиться только по одному основанию. Это означает, что нельзя брать два или большее число призна­ков, по которым бы производилось деление.
Если будет нарушено это правило, то произойдет перекрещи­вание объемов понятий, которые появились в результате деления. Правильные «деления: «Волны делятся на продольные и попереч­ные». «В промышленности получение стали осуществляется тре­мя способами: кислородно-конверторным, мартеновским и в эле­ктропечах». Неправильным является такое деление: «Транспорт делится на наземный, водный, воздушный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования», — ибо допущена ошибка «подмена основания», т. е. деление произведено не по одному основанию. Сначала в качестве основания деления берет­ся вид среды, в которой осуществляются перевозки, а затем за основание деления берется назначение транспорта.
3.   Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются.
Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деле­ние осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга. Примеры ошибочных делений: «Дроби бывают десятичными, правильными, неправильными, периодическими, непериодическими»; «Войны бывают справед­ливыми, несправедливыми, освободительными, захватнически­ми, мировыми»; «Треугольники бывают прямоугольными, тупо­угольными, остроугольными, равнобедренными, подобными». В этих примерах члены деления не исключают друг друга. Это следствие допущенной ошибки смешения различных оснований деления.
4. Деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачки в делении. Будет допущена ошибка, если мы скажем: «Сказуемые делятся на простые, на составные глагольные и составные именные». Правильным будет сначала разделить сказуемые на простые и составные, а затем уже составные сказуемые разделить на составные глагольные и составные именные.
Будет допущена ошибка, если мы разделим удобрения на органические, азотные, фосфорные и калийные. Правильным бу­дет сначала разделить удобрения на органические и минераль­ные, а затем уже минеральные удобрения разделить на азотные, фосфорные и калийные.

Заключение
Систематизация знаний – основа всех наук.  Начало многих наук связано с именем великого древнегреческого ученого Аристотеля.  Вместе со своими учениками он проделал колоссальную работу по классификации накопленных к тому времени знаний, разделил их на несколько частей и дал каждой название.  Именно тогда появились на свет биология, физика, экономика и логика.
Классификация нужна не сама по себе, как самоцель, а как дополнительный материал для изучения.  Разобраться в неупорядоченном множестве объектов сложно, а  в систематизированном легко.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий